Энергоменеджмент

Энергетический менеджмент возник в 80-х годах ХХ века в странах Западной Европы, США и Японии как ответ на вызовы первого общемирового энергетического кризиса. Энергоменеджмент как новая система управления для многих развитых стран стал импульсом к переосмыслению экономического поведения субъектов ведения хозяйства и появлению новых концепций экономической мысли. К сожалению, большие запасы дешёвой нефти и газа в СССР закрыли дорогу развитию энергоменеджмента в то время. В немалой степени энергетическая отсталость Украины в настоящее время обусловлена именно низкой ценой энергоресурсов.

В 2008 году Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 157 стран-членов, начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 (Система энергоменеджмента – Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью был создан новый технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент» (ISO/TC 242 Energy Management). Комитет подготовил стандарт ISO 50001 к публикации и уже в начале 2011 года стандарт был принят мировым сообществом.

Цель разрабатываемого стандарта заключается в предоставлении странам, муниципалитетам, предприятиям и корпорациям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации и системному управлению процессами потребления энергетических ресурсов с целью непрерывного снижения энергетических и финансовых издержек.

 

Прообразом стандарта ISO 50001 стали американский стандарт ANSI/MSE 2000:2005, корейский стандарт KS A 4000:2007 и стандарты в области энергоменеджмента ряда европейских стран. В Европе с февраля 2008 года обсуждался проект европейского стандарта энергоменеджмента EN 16001, который был принят и начал действовать с января 2010 года.

В нашей стране не раз за прошедшие 15 лет делались несистемные и далёкие от европейского канона попытки внедрения отраслевых и государственного стандартов энергетического менеджмента на базе фискального и административно-нормативного энергосбережения. Сегодня яснее видны результаты заблуждения бывшего Госкомитета по энергосбережению Украины, эти попытки скорее оттолкнули промышленность и муниципалитеты от создания эффективных и дееспособных структур, чем помогли.

 

Немного о функциях ISO 50001

Внедрение и функционирование системы

  • Квалификация, обучение и компетентность. Оба проекта (и EN 16001, и ISO 50001) требуют от организации, чтобы она гарантировала, что любое лицо, выпол-няющее задачи для или от ее имени, которые связаны с использованием энергии, было компетентно на основе соответствующего образования, подготовки или опыта. Каждый уровень управленческого персонала должен быть соответствующим образом информирован и обучен в области энергоменеджмента, чтобы быть способным выполнять свои функции.
  • Стадия проектирования. В отличие от EN 16001 вопросы энергосбережения на этой стадии включены в проект ISO 50001 отдельным пунктом. Так, организация должна оценивать и вести записи факторов существенного использования энергии при разработке спецификации, проектировании, модификации или реконструкции систем энергопотребления, оборудования и/или зданий. Оценка возможностей улучшения энергоэффективности должна быть включена в планируемые действия на всех стадиях любого проекта.
  • Контроллинг. В этой части оба стандарта требуют от организации верифицировать и планировать операции, которые связаны с факторами существенного использования энергии (в EN 16001 - "существенными энергоаспектами") и могут гарантировать реализацию энергополитики, достижение энергоцелей и показателей.
  • Управление документами. Общий элемент всех систем менеджмента и потому неизменный раздел всех стандартов на такие системы, в т.ч. ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Он включен и в EN 16001, и в ISO 50001. Обычно в разделе излагается то, из чего должна состоять документация системы в бумажной или электронной форме, от каких факторов зависит степень документирования процессов и требований, устанавливается необходимость периодического обновления документации по мере необходимости и т.п.
  • Разделение обязанностей. Все должностные лица, работающие для и от имени организации, должны получить обязанности в секторе энергоменеджмента. Это общая аксиома обеих стандартов: и EN 16001, и ISO 50001. Для выполнения этой цели путём распределения обязанностей должны быть установлены новые внутренние связи.
  • Закупки. В ISO 50001 предъявляются требования к приобретению только энер-гоэффективного оборудования. Организация должна определить и обеспечи-вать процедуры, позволяющие оценивать энергопотребление закупаемого оборудования и класс его энергетической эффективности.
  • Вопросы покупки энергии, в т.ч. качества энергоресурсов. Организация должна определить и документировать технические требования и спецификации закупаемых энергоресурсов.

Проверка эффективности системы

  • Мониторинг и измерения. Как и в EN 16001, ISO 50001 требует от организации идентификации и описания требований, предъявляемые к измерениям и мониторингу.
  • Аудит системы энергоменеджмента. Подобно EN 16001 в ISO 50001 предусмотрено, что в запланированные интервалы организация должна выполнять аудиты системы, чтобы гарантировать, что система соответствует требованию стандарта, является эффективной, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
  • График аудитов должен быть спланирован, учитывая статус и важность аудируемых процессов и областей, а также результаты предыдущих аудитов. Выбор аудиторов и проведения аудитов должен гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
  • Анализ системы со стороны высшего руководства. Должен быть утверждён план анализа эффективности высшим руководством дееспособности системы энергоменеджмента.

Сравнивая преимущества и угрозы от ввода в действие стандарта ISO 50001 для нашей страны, становится очевидным, что преимущества проявляются в будущие периоды, а угрозы концентрируются уже в ближайшие 5 лет в экспортно-ориентированном секторе промышленности Украины.

Угрозы (с постепенным убыванием):

  • Появление новых и действенных барьеров для ограничения сбыта на внешних рынках энергоёмкой продукции украинских предприятий.
  • Существенное снижение поступлений в бюджет государства, пропорционально снижению сбыта на внешних рынках (металлопродукция, удобрения, машины и металлоёмкое оборудование).
  • Падение конкурентоспособности экспортно-ориентированных предприятий на значительную перспективу в период общемирового роста цен на энергоносители.
  • Стагнация процессов модернизации в промышленности из-за снижения доходности бизнеса.

Преимущества (с постепенным ростом):

  • Переход на унифицированную модель менеджмента, общепринятую в мире.
  • Слом множества барьеров, оставшихся от периода дешёвых энергоресурсов и централизованной экономики.
  • Постепенное снижение энергоиздержек до общеевропейского уровня.
  • Стимулирование модернизации предприятий и муниципалитетов.

Для снижения угроз нужно сократить адаптационный период страны по переходу украинской экономики на стандарт ISO 50001.

 

Украина, 69035, г. Запорожье, проспект Маяковского, 11

тел. +38 061 224 68 12, тел./факс +38 061 224 66 86